Заказ обратного звонка:

Ваше имя:
Телефон:

13.12.2023

9 самых важных русских иконописцев, которых вы должны знать (ФОТО)

655cbb03d9fdb9604c0fad81.jpg

Эти изображения святых и апостолов, созданные мастерами русской иконописи, заставят вас затаить дыхание и восхититься таким мастерством. Столетия назад они создали шедевры, которые до сих пор восхищают людей.

Если у вас есть икона, оклад, любая церковная утварь и вы надумали продать или оценить, это к нам)
Куплю любую икону дорого, или коллекцию икон!
Ждём Вас в нашем антикварном магазине
г. Москва, м. Смоленская, переулок Сивцев Вражек дом 36/18.
Ждем вас с 10-00 до 20-00 ежедневно
Или пришлите нам фото на WhatsAppViberTelegram
+7-985-769-74-09 Василий

Андрей Рублев (ок. 1350-1428)


655cbbbca9be371eb27127ba.jpg

К сожалению, мало что известно о самом знаменитом иконописце в истории России. Он родился либо в Московском княжестве, либо в Великом Новгороде, где-то между 1340 и 1370 годами, и принял монашеский постриг в Андрониковом Спасском монастыре в Москве примерно в 1405 году. Только в 1988 году, более чем через шесть столетий после своего рождения, Рублев был причислен Русской православной церковью к лику святых. При жизни вместе с Феофаном Греком и Прохором Городецким Рублев расписал фресками Благовещенский собор в Московском Кремле. В Успенском соборе города Владимира он написал фрески, изображающие апостолов с ангелами и Страшный суд. Также здесь, в сердце Владимиро-Суздальского княжества, Рублев выполнил одну из самых ранних копий иконы “Владимирская Божья Матерь”. Его самая знаменитая работа - “Троица”, которую он написал для иконостаса Троицкого собора в Троицкой лавре Св. Сергиева ("лавра" - монашеское поселение со специальными кельями для затворнической жизни). Долгое время “Троица” была почти полностью заключена в драгоценный оклад (металлический чехол для иконы). В 1904 году оклад был снят и следы более позднего ремонта были стерты. В этот момент реставраторы наконец увидели сияющий золотой цвет фона и яркие одежды ангелов. Средневековое произведение искусства хранилось в Государственной Третьяковской галерее с 1929 по 2023 год, когда оно было окончательно возвращено Русской православной церкви.


Феофан Грек (ок. 1340-1410)


655cbbbba9be371eb27127b9.jpg

Этот греческий мастер путешествовал из столицы Византийской империи Константинополя в Великий Новгород в 1370 году. Его работы отличались особым стилем - он писал фигуры святых в заметно широкой манере и использовал акценты света, чтобы придать им объем. Он расписал фресками церковь Преображения Господня в Великом Новгороде. Можно только представить, насколько великолепно, должно быть, выглядели первоначально настенные росписи - сохранились лишь фрагменты, включая изображение Христа Пантократора в куполе. Феофан Грек также украшал Архангельский и Благовещенский соборы в Московском Кремле. Считается, что он написал “Донскую Божью Матерь", икону, которую донские казаки преподнесли в дар великому князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы.


Прохор Городецкий (дата рождения неизвестна, смерть не ранее 1405 года)


655cbbb8a9be371eb27127b8.jpg

Об этом мастере известно еще меньше, чем о Рублеве - до нас дошли лишь фрагментарные записи. Вероятно, он родился в городе Городец или был монахом в Городецком монастыре. Прохор также считается учителем Рублева. Вместе с Рублевым и Феофаном Греком он написал фрески в Благовещенском соборе Московского Кремля. Ему также приписываются изображения, изображающие события из земной жизни Христа и Божьей Матери, включая “Тайную вечерю”. Последняя икона была создана на несколько десятилетий раньше знаменитой фрески Леонардо да Винчи.


Дионисий (1440-1503/08)


покупка, продажа икон

В отличие от Феофана Грека и Рублева, Дионисий не был монахом. Он был первым иконописцем-непрофессионалом и происходил из семьи Чириковых, потомков Петра Ордынского, вождя Золотой Орды. Дионисий очень ценил свою работу: за иконную ширму в Успенском соборе он получил 100 рублей, что по тем временам было астрономической суммой. К сожалению, работа не сохранилась. С другой стороны, вы можете увидеть его потрясающие иконы и фрески в Ферапонтовом монастыре Рождества Богородицы (Вологодская область); а также необыкновенную “Богородицу Одигитрию”, написанную на доске греческой иконы, которая сильно пострадала во время пожара, опустошившего московский Вознесенский женский монастырь.


Даниил Черный (ок. 1350-1428)


655cbbb3a9be371eb27127b6.jpg

Ничего не известно о происхождении Даниила Черного или о том, когда он впервые встретил Андрея Рублева, но два иконописца работали вместе, создавая фрески, которые высоко ценились за их исключительную красоту. Среди великих работ, созданных кистью Черного, - фреска “Лоно Авраама” в Успенском соборе города Владимира. Как и его коллега Рублев, Черный выбрал монашескую жизнь в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. В 1430 году Москву охватила чума, унесшая жизнь сначала Рублева, а затем Черного.


Алипий Печерский (ок. 1065 - ок. 1114)


655cbbb3a9be371eb27127b5.jpg

Рассказ о жизни первого русского иконописца содержится в Патерике Киево-Печерской лавры (Киевский печерский монастырь), который представляет собой сборник рассказов об основании легендарного монастыря. Он изучал иконопись с детства и участвовал в создании мозаик в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Говорили, что все его работы обладают чудотворными свойствами. Существует легенда, что в конце своей жизни, когда сам Алипий уже не мог держать кисть в руках, ему явился ангел и написал икону от его имени.


Симон Ушаков (1626-1686)


655cbbb0a9be371eb27127b4.jpg

Ушаков начал работать в Серебряной палате Кремля, где производились ритуальные тарелки, предметы быта и украшения. Там он писал украшения и иконы. Впоследствии он возглавил мастеров Оружейной палаты Кремля. Ушаков выдвинул концепцию артели, которая представляла собой гильдию или тип кооператива художников и ремесленников. В артели у каждого иконописца была своя особая зона ответственности - одни рисовали драпировку и фон, другие - лица, третьи - придумывали композицию икон. Ушаков не только сумел сохранить традиции местной школы, но и впитал западную манеру живописи. Это может объяснить, почему его иконы отличаются высокой реалистичностью; например, такой стиль очевиден в его картине “Нерукотворный Спаситель”, написанной для церкви Святой Троицы в Никитниках. Он также написал свою собственную версию “Владимирской Божьей Матери", которая сегодня известна как “Насаждение древа Российского государства”. На этом изображении изображено дерево, растущее из Успенского собора Московского Кремля, на ветвях которого изображены московские святые внутри кругляшей. Внизу, внутри кремлевских стен, стоит царь Алексей Михайлович со своей семьей.


Гурий Никитин (ок. 1620 - 1691)


655cbbada9be371eb27127b3.jpg

Впервые войдя в Спасо-Преображенский собор Свято-Евфимиева монастыря в Суздале, посетитель будет поражен тем, что фрески остаются нетронутыми течением времени и по-прежнему кажутся удивительно живыми. Таков эффект, произведенный работой мастера-живописца Гурия Никитина. Он совершенствовал свое мастерство, работая в костромской артели, которую часто приглашали работать в Москву. Среди этих проектов были фрески для Архангельского собора в Московском Кремле, где проектом руководил Симон Ушаков. Непревзойденный мастер цвета, Никитин написал удивительно яркие фрески в церкви Ильи Пророка в Ярославле, в Троицком соборе Данилова монастыря в Переславле-Залесском и в Успенском соборе в Ростове Великом.


Федор Зубов (ок. 1615-1689)


655cbbaba9be371eb27127b2.jpg

Будучи мастером-иконописцем Оружейной палаты Кремля и преемником Ушакова, Зубов служил при царях Михаиле, Алексее и Петре Великих вместе со своим братом Иваном. Зубов выполнил некоторые из самых значительных церковных заказов той эпохи: он написал иконы для Успенского собора в Московском Кремле, а также иконы и фрески в Новодевичьем и Донском монастырях. Зубов был создателем первого в истории портрета, сделанного в России, на котором цари Михаил и Алексей были изображены перед святым образом “Нерукотворного Спаса".



Возврат к списку